Почему мы не взрослеем. Часть 5 цикла «Психологический возраст»

Получив некоторое представление о том, что же такое психологический возраст, и рассмотрев его виды, в этой части мы поговорим о более глубинных вещах: причинах, критериях определения психологического возраста, и что вообще с этим всем делать. А главное — почему мы не взрослеем? Не все, конечно, но очень многие.

Подробнее о психологических «детях», «подростках», «юношах» и «взрослых» читайте в предыдущих частях.

Психологический возраст и жизненные кризисы

Первым делом хочу поговорить о причинах —  почему человек застревает в одном из возрастов и, несмотря на физическое взросление, не взрослеет дальше психологически.

Очень многие мои читатели задают мне этот вопрос. Отвечаю.

Чтобы на него ответить, нам надо вспомнить, как вообще происходит взросление человека в норме.

Помните, возрастную периодизацию в самом начале моей серии о психологическом возрасте?

Так вот, проживая определённый отрезок времени своей жизни, человек решает задачи этого периода и параллельно накапливает биологический и психологический «багаж». В какой-то момент количество внутренних изменений перерастает в качество, и то, как человек живёт (по законам своего прежнего возрастного периода), начинает диссонировать с его новой, более продвинутой, идентичностью.

почему мы не взрослеем

И наступает кризис. Невозможность жить и действовать по-старому с новым «Я». Прожив который, человек выходит на новую ступеньку своего возрастного развития. Или не выходит.

Всё здесь зависит от того, как человек проживает очередной кризис.

У кого есть дети, вспомните кризис трёх лет (он ещё называется «Я сам!»). Маме со стороны кажется, что ребёнок такой же, как и месяц-два назад, а он уже другой. Он уже чувствует потребность сам одеваться, совершать туалет и вообще делать другие штуки, которые делают взрослые. Но мир пока привычно делает всё за него – а вдруг не справится?

И тогда малыш идёт «в бой» за своё взросление. Он истерит, требует, кусается, кричит, капризничает, убегает от мамы. Так он отстаивает свою новую идентичность, которая сформировалась внутри и теперь требует внешнего воплощения.

И горе той маме, которая не организует своему ребёнку безопасное пространство для тренировки и укрепления этого нового «Я». Всё это аукнется потом, и очень болезненно!

А с кризисами вообще у нас дело обстоит печально.

Чтобы понять, почему это так, надо немного окунуться в историю.

В доиндустриальные времена у каждой человеческой общности, у каждого народа существовала веками выработанная система возрастных и социальных инициаций.

Это когда племя, род, община помогали человеку пройти кризис. Через обряды и традиции соплеменники (в особенности, старшие члены рода, как самы мудрые и опытные) передавали человеку, переживающему кризис, поддержку и необходимые знания о его новой идентичности и как с ней обращаться.

Но с развитием индустриализации коллективное сознание стало рушиться, общины распадаться, а люди начали, что называется, «качать права». Община уже не была нужна для выживания своих членов. Промышленная революция сделала возможным выживание одиночек. Которые стали требовать защиты своих прав и свобод, так как общинный уклад больше не защищал их, как раньше.

Человечество вошло в эру развития гражданского общества, в котором превалирует индивидуалистическое сознание, отстаиваются права и свободы личности, и где в результате всего этого человек остался один на один со своими кризисами, будь они неладны.

Заметьте, что в тех культурах, где система инициаций хоть в каком-то виде ещё существует и сохраняется, количество психологически «взрослых» людей достаточно велико. Потому что есть поддержка в прохождении возрастных и жизненных кризисов.

Почему мы не взрослеем

И сейчас мы имеем, что имеем: 80% населения не в состоянии пройти конструктивно подростковый кризис и выйти хотя бы на юношеский уровень развития личности.

почему мы не взрослеем

Кстати, вот примерные цифры по распределению человечества по возрастам:

80% — «дети» и «подростки»

12% — «юноши»

7% — «взрослые»

1% — «гуру».

Я очень много встречаю родителей, которые искренне радуются тому, что их детей миновал подростковый кризис. Что не было всех этих хлопаний дверями, посылания родителей на хрен, уходов из дома, буйных вечеринок, «секса, наркотиков и рок-н-ролла».

Хотя чему тут радоваться-то? Тому, что ваш ребёнок так и не повзрослел?!! Сомнительная радость, на мой взгляд.

Проблема отсутствия подростковой сепарации от родителей в нашем обществе, на мой взгляд, является основной и системообразующей, если хотите. С неё начинаются многие проблемы общества, начиная с зашкаливающей алкоголизации и заканчивая слабой экономикой.

Кому эту экономику-то поднимать – психологическим подросткам, что ли?!!

А 7% взрослых её просто не вытянут на себе.

Лишившись поддержки и опоры в виде системы инициаций, человек начал панически бояться кризисов. И всячески стал их избегать, отрицать или уходить в деструктивные способы их разрешения.

Об этом мы будем подробно говорить с моим со-ведущим Сергеем Елисеевым (тренер и супервизор МИГИП, директор и основатель «Школы взаимодействия и контакта») на нашем онлайн-курсе про жизненные кризисы этой осенью-зимой. Мы хотим донести это знание до широких масс и попробовать что-то здесь изменить. Мы хотим, чтобы люди не боялись кризисов и научились их проходить грамотно и эффективно.

Тогда и их взросление будет идти «по графику».

Надеюсь, теперь причины такого явления, как несоответствие биологического и психологического возрастов вам стали понятны. Если не до конца понятно, почему мы не взрослеем, то задавайте вопросы, в обсуждении этой темы на Фейсбуке или в контактной форме. Я обязательно на них отвечу.

В следующей статье поговорим о том, как разные возрасты ведут себя в отношениях с деньгами и как научиться определять свой и чужой психологический возраст.

Многие, кстати, меня спрашивают, а зачем нужно вообще это знать – свой и чужой психологический возраст? Чем это мне поможет в жизни?

Поможет, и даже очень. Как – расскажу в следующей части.

А пока можно поучаствовать в обсуждении этой темы у меня на Фейсбуке. Я всегда рада новым людям и свежим мнениям.

#психологический_возрастСегодня мы заканчиваем рассматривать психологический возраст. Последняя группа – это психологи…

Опубликовано Еленой Галочкиной 4 мая 2017 г.

 

 

Рекомендуемые записи