Психологические подростки. Часть 2 цикла «Психологический возраст»

В первой части цикла серии мы говорили о том, что такое психологический возраст и описали психологических детей. Теперь настала очередь поговорить о том, кто такие психологические подростки.

Опять же давайте вспоминать своих и чужих подростков, можно и себя в этом возрасте.

У подростков две главные цели.

Первая – быть принятым в референтной группе сверстников. Не быть «белой вороной», а быть «как все». Эту цель преследует большинство.

Вторая – стать «крутым» по стандартам опять же той самой референтной группы. Занять по возможности высокое место в иерархии значимого сообщества, иначе говоря, стать лидером. Это, как вы понимаете, цель не для всех.

Но если для реальных подростков эти цели вполне нормальны и развивают их адаптивность и уверенность в себе, то у взрослых людей, застрявших в подростковом мышлении, которых мы и именуем термином психологические подростки, эти особенности вызывают отнюдь не эффективное поведение.

психологические подростки

Например, беспокойство о том, «что скажут люди» по поводу тех или иных их действий, жгучее желание соответствовать социальным стандартам «хорошести» в ущерб собственным интересам, стремление продемонстрировать свою «крутизну» любыми способами, даже ценой немыслимых долгов и отказа в удовлетворении своих реальных потребностей.

Психологические подростки бегут покупать первыми очередную версию айфона, но не потому, что им действительно нужны какие-то новые функции, а чтобы доказать референтной группе свою «крутизну» и не прослыть «лохом».

Они – неудержимые конформисты и всегда будут подстраиваться под группу, даже если это несёт им вполне конкретные и серьёзные неудобства.

В делах психологические подростки могут быть вполне успешны, но они легко теряют заработанное, потому что во-первых, тратят деньги на ненужные, но «статусные» предметы, а во-вторых, ориентируются не на свою интуицию и знания, а на мнение группы и часто принимают не продуманные решения, доверяя дутым авторитетам.

Деньги, материальные ценности нужны им, чтобы продемонстрировать и подтвердить свою значимость. Они всё время кому-то что-то доказывают. Подозреваю так, что себе, а точнее, кому-то значимому из отроческого периода.

Психологические подростки – находка для индустрии потребления, потому что ими легко манипулировать.

Вся реклама продукции, призванной подчеркнуть их статус и «крутизну», рассчитана именно на них.

Другая проблема психологических подростков – это страх. Страх потерять деньги, работу, статус, репутацию и т.д. Движимые этим страхом, они много и бестолково суетятся, пытаясь достичь безопасности, но никогда её не достигают, потому что их же собственные страхи по механизму самосбывающихся пророчеств ведут их к утрате всего приобретённого, и тогда они вынуждены начинать этот виток заново.

«Белка в колесе», «крысиные бега» — вот метафоры, отражающие жизнь психологического подростка.

Много суеты, отсутствие этики и собственного мнения (оперирует только общепринятыми стереотипами), невротические страхи и беспокойная, «тяжёлая» жизнь – вот удел психологического подростка.

Знакомо?

В следующей статье поговорим о психологических юношах.

А когда я закончу описания самих типов, расскажу вам подробнее, как диагностировать, на каком этапе находитесь вы сами и близкие. Тут есть несколько ясных критериев, которые дадут вам точную картину психологического возраста того или иного человека.

Поговорим также, как влияет психологический возраст на отношения с деньгами.

Ну, и понятно, будут рекомендации, как «взращивать» себя до взрослого.

Рекомендуемые записи