Шокирующая правда о финской школе

Попалась мне сегодня на глаза статья Александра Мурашева, в которой он рассказал о финской школе, которую увидел своими глазами.

Вот тут её можно почитать:
https://drugienovosti.project-splash.com/глава-1-для-чего-нужна-школа-dd1b98a2b130

Сразу вспомнилась горячая дискуссия у меня в Фейсбуке по поводу канадской школы, о которой я писала в серии статей (первую статью можно прочитать по ссылке, и остальные там дальше по ссылкам будут).

Там мы сошлись не на шутку в споре о том, какая же школа лучше – наша старая, советская, которая до сих пор, на мой взгляд, живее всех живых на постсоветском пространстве, или современная западная, на примере канадской.

Я, как вы понимаете, ярый приверженец западной школы (иначе не жила бы сейчас в Канаде).

Но финская школа просто превзошла все мои самые смелые ожидания.

финской школе

Судите сами.

По сути дела, финны отменили привычные нам школьные предметы. Теперь у них в школах нет математики, истории, биологии или химии.

Теперь в финскоей школе дети изучают явления.

По-научному это называется «phenomenon based learning».

Берётся какое-то явление, причём, не только из программы, но и по предложению самих учеников, и начинает всесторонне изучаться.

Вот как это происходит на примере такого явления, как миграция.

Сначала рассматривается социологический аспект этого явления, затем подключается география – откуда приехали эти люди, что там за климат, рельеф, флора и фауна? Дальше добавляется история – а что происходило в этих странах раньше? И что может произойти в будущем? Какие другие события в истории были связаны с массовым перемещением людей на большие расстояния? Дальше берём экономику, культуру и рассматриваем эти факторы тоже.

И так по любому явлению.

Кстати, вот сами ученики (8-ой класс) принесли на урок тему абортов и захотели её изучить. Нет проблем, изучили. Учительница сказала, что её поразила глубина дискуссии и письменных работ восьмиклассников на эту тему.

Представляю себе реакцию российских (или казахстанских) учителей и родителей, если бы кто-то из учеников поднял эту тему в классе и потребовал всесторонне её изучить!

Сейчас в расписании уроков на каждый день в финской школе нет названий предметов, а есть только безликие «юниты». На одну тему отводится шесть недель, и она изучается с помощью разных дисциплин.

Тесная связь с жизнью и практикой

В финской школе считают, что главное – чтобы все получаемые детьми знания были неразрывно связаны с жизнью и были востребованы в ней. Зачем тратить драгоценное время жизни человека на знания, которые вряд ли ему пригодятся в жизни?

И, правда, незачем. Зачем мы решали все эти сложные задачи по физике или интегралы по математике? Те, кто потом пошёл в точные науки могли бы выучить всё это в университете, а мне они оказались даром не нужны.

Я вспоминаю сейчас, сколько нервов я потратила на то, чтобы получить пятёрку по физике, которая мне ну никак не заходила. Зачем?!! Кто вернёт мне эти нервные клетки и мою порушенную самооценку, когда эта вожделенная пятёрка была выставлена по требованию руководства школы, чтобы не портить статистику медалистов, а учительница потом на мне отыгралась за это насилие, отпуская уничижительные комментарии в адрес моих когнитивных способностей?

Что, эти формулы, задачи, синусы и косинусы учили меня как-то мыслить или анализировать и синтезировать информацию? Влияли ли они на моё мировоззрение? Или, может, обучали строить отношения с другими? Или лучше понимать себя?

Нет, не учили. В большинстве своём это была просто тренировка применения соответствующего правила к разным исходным данным. Зашибись, какой важный навык, чтобы тренировать его столько лет!

А финны считают, что для современного ребёнка важно именно это – обретать своё мировоззрение, учиться выстраивать отношения с социумом, видеть взаимосвязь явлений и событий, понимать себя и других, влиять на мир и делать его лучше. И познавать мир через практические действия, а не заучивать факты и формулы из учебников.

И их обучают именно этому. Например, вот так.

В финской школе учитель не задаёт вопросов детям по изученному материалу. Дети сами придумывают вопросы и сами на них отвечают.

Экономику они изучают в прямом смысле на кухне. Объединяются в группы и создают свой кафетерий. Составляют меню, продумывают интерьер, калькулируют стоимость блюд и бюджет, придумывают и осуществляют стратегии выхода на точку окупаемости и прибыльности. А учитель им по ходу дела «подкидывает» нужную информацию из книг и учебников.

Как вам кажется, освоят дети экономику таким путём? Или пусть лучше книжки по экономике читают?

Так они в этом проекте ещё и кучу социальных навыков получают. Учатся друг у друга, учатся кооперироваться и работать в команде, на общий результат.

Домашку в финской школе задают, но, во-первых, не требуют её обязательного выполнения, а во-вторых, она занимает не больше 20 минут в день. В жизни тоже есть чему поучиться, считают финские педагоги, и дают своим ученикам жить после школы.

Учитель в финской школе

Учитель там не находится в позиции сверху и не является непререкаемым авторитетом. Ученики могут не соглашаться с учителем или отказаться отвечать на его вопрос. Ученик и учитель находятся на равных. Педагог там, скорее, фасилитатор процесса, а не носитель знаний, которые он передаёт ученикам.

Все – и учитель, и ученики – во время урока сидят на ковре в кругу. Никаких рядов, парт и досок с инструкциями. Столы и доски используются только для каких-то творческих заданий. Никакой писанины и заучивания.

Про творчество, кстати, тут отдельная песня.

финской школе

Есть у финских школьников факультативный предмет – «Мастерство», начинается с 8-го класса, аналог нашего «Труда».

Отбоя от желающих нет, да это и понятно. Здесь детям предоставляется полная свобода творчества. К их услугам 3D-принтеры, самые современные инструменты и материалы, полностью оборудованные мастерские и кухни. Твори – не хочу!

И детишки творят. Кто-то сделал электрогитару собственного дизайна, кто-то веломобиль, кто-то настенные часы. Сами, с нуля, от и до!

И по-английски финские школьники говорят, пишут и читают, как на родном языке. Все, поголовно!

Я не знаю, что за люди там сидят у этих финнов в Министерстве образования, люди ли они вообще, а может, это инопланетяне их туда подкинули 🙂 .

Но то, что они делают в своей стране, это просто фантастика! Так тонко чувствовать потребности будущего, не бояться экспериментировать, делать всё по уму, продуманно и чётко. Какие же они молодцы!

Такая школа воспитывает любознательных, свободных и умеющих думать людей.

Способных из ничего сделать что-то. Не знающих, в каком году Наполеон был сослан на Остров Святой Елены, но умеющих за доли секунды найти в Интернете любую информацию и знающих, как её проверить на достоверность.

Каких же людей воспитывает нынешняя постсоветская школа, в которой всё чаще и больше говорят о необходимости ещё дальше вернуться в советское прошлое? Дескать, растеряла нынешняя наша школа добрые советские традиции!

В гробу я видела эти традиции, если честно.

Это построение по линеечке, унылую форму, орущих и выгоняющих нас из класса за любое сказанное поперёк слово учителей (да что учителей, на нас орали даже уборщицы и вахтёры), сочинения по главной трилогии всех времён и народов — «Малая земля», «Возрождение» и «Целина» Леонида Ильича Брежнева, директрису, встречающую детей утром и вынимающую из ушей девчонок-старшеклассниц серёжки, длинные родительские собрания, где хвалили прилюдно одних и ругали других, а родители последних готовы были сквозь землю провалиться и вымещали потом свой стыд на своих же детях, пионерию и комсомол, вызывавших отвращение до тошноты своим лицемерием, и много чего ещё.

Меня очень радует и вдохновляет, что со всего мира в Финляндию едут педагоги и чиновники – перенимать опыт. Мне хотелось бы видеть такие школы везде и всюду, и как можно скорее.

А ещё я думаю, что будущее именно за такими школами, а не за домашним обучением, которое стало всё больше входить в моду. Оно, конечно, лучше традиционной постсоветской школы, но в сравнении с этой финской методикой сильно проигрывает, на мой взгляд.

Ведь в домашнем обучении невозможно создать эту атмосферу, групповую дискуссию, совместную проектную деятельность, живое общение. Там только голое усвоение фактов и концепций. А это скучно, непродуктивно и неперспективно, на мой взгляд.

«Хотел бы я, чтобы у меня в детстве была такая школа», — говорит автор статьи. И я!

И я очень рада за своих детей, что они живут в другом обществе и учатся в другой школе.

 

 

Рекомендуемые записи