Перейти к содержимому

Аризона и Гранд Каньон — путешествие из серии «must do»

• автор:

Наше спонтанное, и от того особо волнительное, путешествие в Аризону и Гранд Каньон в августе этого года началось, как и положено любому приличному путешествию, в аэропорту (вокзал и автовокзал тоже сойдут), рейсом Торонто – Хьюстон.

Вот вам видео взлёта.

Я, как маленькая девочка, чесслово, до сих пор не понимаю своим девичьим мозгом, как эта махина взлетает, держится в воздухе столько времени, не падая, а потом ещё и садится в нужную точку за тысячи километров.

И всегда при взлёте и посадке я волнуюсь. Но это больше не страх (хотя есть немного, чего уж там скрывать 🙂 ), сколько такое приятный «щенячий» восторг плюс восхищение мастерством пилотов.

Как мы прошли границу США, не покидая Канады

Границу с Америкой, в смысле, пограничный и таможенный контроль, мы прошли прямо в аэропорту Торонто, что для меня было очень непривычно. Обычно ведь это происходит уже по ту сторону границы. Но Америка рвёт шаблоны на ходу 🙂 .

Восхитили таможенные аппараты, заменившие таможенников с извечным вопросом «Оружие, наркотики, миллионы денег везёте?» Теперь эти вопросы задают бездушные машины, сканируют твой паспорт, визу, фотографируют и распечатывают таможенную декларацию.

Скоро вообще перестанем с живыми людьми в аэропортах общаться. И традиционное «Welcome to the United States of America!» нам будут говорить не улыбчивые погранцы, а в лучшем случае, роботы. В худшем – никто.

«Хьюстон, у нас проблемы!»

Хьюстон оказался вполне уютным и большим аэропортом. Я вообще очень люблю аэропорты, с детства. Бывала я в них редко, потому что путешествовала очень мало, и всегда это было событие. Там какой-то особый запах, атмосфера, энергия. Я с детства и до сих пор обожаю рассматривать людей, спешащих на регистрацию или, наоборот, только прилетевших. Я фантазирую о том, куда и зачем они летят, придумываю себе их судьбы и ситуации, приведшие именно в эту минуту именно в этот аэропорт. Но это, когда есть время в ожидании своего рейса или того, кого я встречаю.

А чаще аэропортовская радостная и немного утомлённая суета поглощает тебя, как только ты входишь в раздвижные двери аэровокзала, и ты несёшься от стойки к стойке и расслабленно выдыхаешь, только уже сидя в самолётном кресле.

Даже если вам вдруг неожиданно отшибёт память и вы забудете, в какую страну прилетели, то Америку вы всегда узнаете по гигантскому размеру порций в общепите 🙂 .

Нам предстоял ещё двухчасовой перелёт из Хьюстона в Финикс, столицу Аризоны

Помогли скоротать время нам, как я уже сказала, большие порции вредной еды из разнообразных фастфудов хьюстонского аэровокзала и вот такие вот массажные кресла (10 минут — $1, полчаса — $5). Кстати, они и ноги массируют, причём, весьма интенсивно.

В общем, вопреки ожиданиям, в Хьюстоне всё прошло без проблем, а даже с некоторым удовольствием 🙂 .

В Финикс мы прилетели поздно ночью, отстояли примерно часовую очередь в прокате машин (привет СССР! 🙂 ), получили свой чёрный джип, подышали жарким полночным пустынным аризонским воздухом, быстренько добрались до гостиницы и завалились спать.

Наше аризонское приключение начиналось завтра утром

Позавтракав в гостинице, мы покидали вещички в сумку и отправились в путь. Нам предстояло проехать на север примерно 440 км до маленького городка с книжным названием Пейдж (Page).

Про Аризону перед поездкой я не знала практически ничего. Залезла, как и положено заправскому туристу в карты, сориентировалась, где она находится. Ага, на границе с Мексикой, то есть самый юг Штатов, слева Невада (салют, Лас-Вегас, до тебя мы в следующий раз доберёмся), справа Нью-Мексико, за ним Техас. С севера – Юта.

Раз между Невадой и Нью-Мексико – значит, пустыня, резонно рассудила я. Метеосайт показал нам 40 градусов Цельсия в Финиксе. Ну, точно — пустыня. Как же я ошибалась! Но об этом позже.

Знаете, это, по-моему, самый классный вид отдыха – приехать в незнакомое место, взять машину напрокат и поехать, куда глаза глядят. Я давно мечтала о таком, и вот моя мечта сбылась.

Перед тем как махнуть на шоссе мы, конечно, проехались по Финиксу

Центр Финикса

В этих пустынных краях Америки я ещё не бывала, поэтому все эти пальмы и кактусы, растущие на улице вместо привычных дубов, клёнов и сирени, были в диковинку.

Разнообразные кактусы в Финиксе. Некоторые похожи на большой алоэ 🙂

Заскочили в спортивный магазин купить Денису кроссовки. Очень приветливый дядечка-продавец посоветовал нам по пути в Пейдж заскочить в Седону. Сказано – забито в Гугл карты – сделано!

Окрестности Финикса, Аризона были очень похожи на места из моего любимого сериала «Во все тяжкие».

Помните пустыню, где Уолтер и Джесси варят то, что нельзя называть, в трейлере? Вот просто один к одному. Что и не удивительно – Аризона находится на одной широте со штатом Нью-Мексико, а до Альбукерке, где происходит действие фильма, было всего каких-то 350 миль. Самым главным культурным потрясением стали кактусы в форме трезубца – точь-в-точь как на картинках про юг Америки. Вот, например, такой кактус на аризонском номерном знаке нашего джипа.

Я почему-то думала, что это просто стилизация, а в жизни таких кактусов нет. Ан нет – есть!

Седона оказалась живописным местом с красными скалами. Маленький, чисто туристический городишко, был стилизован под свою главную достопримечательность. Кругом кирпично-красные дорожки под цвет скал и такие же фасады домов и уличный декор.

Пообедав в ресторане с видом на скалы, мы продолжили свой путь в Пейдж

Вот ещё немножко Седоны:

Так, охая, ахая и беспрестанно снимая то видео, то фото, мы и доехали до Пейджа. И вот на этом вроде бы и не длинном пути (ну, что такое 440 км в масштабах истории!) нас ожидало невероятное географическое открытие.

Оказалось, что Аризона – это не только пустыня

Горный серпантин по маршруту Финикс — Пейдж. Уже совсем не пустыня, правда?..

Наш путь в Пейдж уводил нас всё выше в горы. Мы уже привыкли к пустынному кактусовому пейзажу, песчаным скалам и скудной растительности. Но незаметно вид за окном стал меняться. Сначала вдруг на той же песчаной почве появилось больше зелени, потом пошли целые зелёные оазисы с деревьями, а кактусы исчезли напрочь.

Но самое большое потрясение ждало нас на высоте 7000 футов над уровнем моря (около 2100 метров). Там нас встретил проливной ливень (зуб даю, в Финиксе в это время было ни облачка и +45 в тени), прохлада и тенистые хвойные леса, точь-в-точь как в Канаде. Это было очень удивительно: всего-то два километра вверх – и совершенно другая климатическая зона.

Гранд Каньон

Сложно представить, что в 3-4 часах езда от этого места находится пустынная пустыня, правда?

А дальше – опять удивление

Пейдж находится значительно ниже над уровнем моря, чем верхняя точка нашего пути с лесами, и там опять оказалась пустыня. Кактусов, правда, не было, но жёлтого песка – сколько угодно. И интернет ужасный из-за того, что город расположен в «яме». А ещё там были очень дорогие для такой «дыры» гостиницы – 200 канадских баксов за ночь.

Но все эти мелкие неприятности были ничто по сравнению с теми красотами, которые нам открылись по соседству с Пейджем.

Каньон Антилопы

В каньон Антилопы (Antelope Canyon) мы не попали в этот раз из-за нехватки времени, но это чудо света достойно того, чтобы его вам показать. В нём неоднократно побывали наши родственники, которые прибыли в Пейдж на пару дней раньше нас и успели посмотреть больше красот. А мы обязательно туда сходим в следующий раз.

Мой брат, видимо, говорит что-то типа «Вау!»

Назвали своё каньон получил в честь рыже-красного цвета стен, напоминающих шкуру антилопы.

Причудливая игра солнечного света окрашивает стены в разные цвета

Каньон Антилопы лежит на землях индейцев племени навахо и принадлежит им. Соответственно, все деньги, собираемые с туристов за вход в каньон, тоже идут в казну племени.

Есть два каньона Антилопы — верхний и нижний. Создали эту красоту вода и ветер, тысячелетиями вытачивая в красном песчанике этих мест причудливые и изящные щели внутри скал.

Все фотографии каньона не из Интернета, это мои кузены фотографировали. Они побывали в каньоне незадолго до нашего прибытия в Аризону. А мы вот в этот раз туда не попали. Так что есть уважительная причина приехать в Аризону ещё раз, чтобы своими глазами увидеть эту красоту.

Правда, волшебно?..

Кстати, про родственников. Собственно, они и были причиной нашей поездки в Аризону.

Моя двоюродная сестра Света живёт в Техасе уже много лет. А её родной брат, мой кузен Дима, ещё больше лет живёт в Москве. А наше общее детство прошло в Алма-Ате. Так вот, Дима, у которого была запланирована поездка в Штаты по делам бизнеса, решил недельку поколесить по южным штатам, Лас-Вегас, Гранд Каньон и всё такое, и позвал Свету за компанию. А Светка возьми, да и мне скажи. И я такая – хочу с вами! А она такая говорит – приезжай! И я беру и приезжаю! 🙂

Света, Дима и муж Светы Рома в Лас-Вегасе, куда мы тоже в этот раз не добрались

Вот так спонтанно, ведомые голосом крови, мы оказались в Аризоне жарким летом две тысячи восемнадцатого

Мои любимые кузены, Света и Дима:

Бурно и сердечно пообнимавшись с кузенами, которых я не видела 5 (брата) и 13 (сестру) лет в гостинице, мы поехали на Horseshoe Bend (Изгиб Подковы).

Мои детишечки на краю каньона. Внизу, сразу за их спиной, — река Колорадо и Изгиб Подковы

Дело в том, что песчаная почва южных штатов Америки вся буквально изрезана каньонами разного калибра. Вот и река Колорадо течёт в каньоне, часть которого – самая глубокая и величественная – как раз и есть тот самый Гранд Каньон. А возле Пейджа река делает очень красивую петлю, которую и назвали поэтично Изгибом Подковы.

Толпы туристов спешат увидеть Horseshoe Bend

Мы прошли по пустыне метров пятьсот от стоянки и увидели у себя под ногами эту красоту.

Жёлтый песок и нереально синяя вода Колорадо создавали пейзаж удивительной гармонии и красоты

Мне вот удивительно —  как, за счёт чего такие редкие природные явления, как водопады, горы, вулканы и прочие достопримечательности вызывают столь сильные чувства в человеке? Вроде бы – ну что такого?.. Вода и песок! А оторвать глаз невозможно, и сердце просто заходится от счастья в груди.

Димка на краю каньона Подковы

Или вот Антилопу ту же возьмите. Ну просто выворачивает душу наизнанку, правда ведь? А по сути – песчаные стены, выдолбленные ветром и водой.

Сын, брат и зять на краю Изгиба Подковы

Народу на смотровой площадке была тьма-тьмущая. Теперь понятно, откуда такие цены на проживание в Пейдже. Не одни мы захотели насладиться этой красотишшей.

Попали даже в «лайт» версию песчаной бури. Песок, поднимаемый сильным ветром, достаточно больно колол открытые части тела и лез в рот и глаза. Вдоволь нафотографировавшись на краю каньона во всех возможных ракурсах, мы отправились назад в гостиницу.

А вот вам ещё пустынный аризонский зайка.

А вечером нас ждал ужин с родными. Они в Пейдже сняли маленький домик, по сути бывший трейлер, но с превосходным задним двором с беседкой и барбекюшницей. На ней мы зажарили лосося и овощи и весело уплели всё это под душевные разговоры и хорошую музычку.

На запах нашего барбекю к нас забрела соседская собака, оказавшаяся милейшим существом, несмотря на размеры.

Такая тёплая, неторопливая встреча с братом и сестрой, с которыми прошло моё детство, несказанно согрела мою душу. Мне кажется, что именно такие встречи, спонтанные и в неожиданной обстановке, с дорогими людьми и создают ткань нашей подлинной жизни.

Ну, и повеселились, конечно, от души 🙂 …

А назавтра нам предстояло увидеть ещё одно потрясающее место. И с утречка мы туда и отправились. Это было озеро Пауэлл (Lake Powell).

На самом деле озеро Пауэлл — это не совсем озеро

По крайней мере, выглядит оно как продолжение реки Колорадо и питается её водами. Оно было создано искусственно в 1956 году и представляет собой водохранилище рядом с плотиной Глен-Каньон неподалёку от Пейджа. Водичку из Колорадо после прохождения плотины сбрасывали в бывший каньон, и вот вам получилось прекрасное озеро с чистейшей водой, окружённое высокими рыжими скалами.

Посмотрите, какую причудливую форму имеет это озеро, расположенное сразу в двух штатах — Аризона и Юта.

У озера Пауэлл более 90 ответвлений и рукавов!

От стоянки нам пришлось спускаться прямо по склону до воды, так как в этом месте какого-то более-менее цивилизованного спуска не наблюдалось.

Вот здесь мы спускались к озеру Пауэлл

Озеро Пауэлл — это что-то особенное! Чистейшая вода пронзительно синего и голубого цвета без малейшего намёка на водоросли или тину.

И тёплая! Тем более удивительно, что в ней нет никакой живности

Купаться в озере Пауэлл — сплошное наслаждение!

Единственными живыми существами в озере являются люди, в массовом порядке плавающие по нему вот в таких примерно лодочках.

Всё там хорошо, но пляжика с мягким песочком не хватает. Ужасно жёстко лежать! Но некоторых товарищей это не смутило 🙂 .

Лежбище «котиков» 🙂

Ээ-х, задержались бы мы на озере Пауэлл подольше, но зов Гранд Каньона был неумолим, и, накупавшись напоследок по самое «не могу», мы снова отправились в путь.

Красиво, правда?..

До Гранд Каньона было примерно 200 км, на которые у нас ушло около двух часов. Мы опять поднялись вверх, в зону густых, прохладных лесов. По дороге встретили массу интересного. Например, оленей.

Которые спокойно паслись на обочине дороги, совершенно не обращая внимания на снимающих и ахающих туристов. Видимо, привыкли уже.

Гранд Каньон

Ну шо вам сказать за Гранд Каньон?.. Всё сказано в названии. И дело же не в размере, хотя он и вправду большой. Слово «grand» с английского можно перевести ещё и как «грандиозный», «великий». И он действительно такой.

Трудно описать словами ощущения, испытываемые на краю Гранд Каньона. Адская смесь восторга, страха, восхищения, удивления, тревоги… Сердце начинает биться быстрее, дыхание перехватывает, а тело застывает в изумлении… неужели такое бывает?

Справка:

Каньон создан рекой Колорадо, прорезающей песчаные, сланцевые и известняковые почвы плато Колорадо. Длина каньона — 446 км. Ширина (на уровне плато) колеблется от 6 до 29 км, на уровне дна — менее километра. Глубина — до 1800 м.

Когда-то, тысячи и миллионы лет назад река Колорадо текла по одноимённому плато близко к его поверхности. Например, как Волга. Но с течением этого времени, которое не поддаётся моему осмыслению, вода и ветры стачивали берега, и река опускалась всё ниже и ниже… Почти два километра глубины!..

Многочисленные таблички с информацией для туристов расскажут вам историю каньона. Там и геологический музей есть, до которого мы, конечно, не дошли. У нас была экспресс-экскурсия продолжительностью примерно пару часов. Конечно, мы захотели приехать сюда ещё раз и на подольше. Тем более, что вдоль границы каньона стоят комфортабильные гостиницы с видом на эту красоту. 200-250 американских баксов в сутки — и Гранд Каньон весь ваш!

Это Денис изображает «падение» в Гранд Каньон 🙂

В далёком 1935 году по дну каньона проложили телефонную линию, которая работает до сих пор. Сейчас ей внесли в список охраняемого наследния США.

Провода уходят вдаль на дно Гранд Каньона

Удалось нам и кое-что интересное подсмотреть.

Гуляя по краю каньона, я случайно наткнулась на влюблённую парочку в самый ответственный момент — он делал ей предложение на неогороженном выступе на краю каньона. Девушка, конечно же, согласилась. Вот же подлец, какое место выбрал 🙂 . И кто бы не согласился, скажите?..

Конечно, два часа — это ничтожно мало, чтобы насладиться Гранд Каньоном. Уезжать категорически не хотелось, но уже смеркалось, а нам былшо ещё часа полтора езды до Флагстаффа, ближайшего города к южному риму Гранд Каньона. Его ещё назыают «воротами в Гранд Каньон».

И ещё немного Гранд Каньона напоследок.

Флагстафф не оставил у нас никакого особого впечатления

Приехали мы в него, когда уже стемнело, заселились в гостиницу, поели. Потом поехали к родным напоследок пообщаться. Завтра утром мы улетали домой из Финикса.

А потом — подъём в 4 утра и романтичное ночное путешествие из Флагстаффа в Финикс на машине. Данил сладко досыпал на заднем сидении. Денис же, мой верный штурман, прокладывал путь по карте, развлекал меня разговорами и хорошей музыкой.

Дальше — самолёт до Чикаго, там пересадка до Торонто.

Кстати, с обратной дорогой у меня вышло целое приключение. А пока буду рассказывать, буду вставлять вам ещё фоточки из этой нашей поездки.

Вид из нашей гостиницы в Пейдже. Где-то справа — Изгиб Подковы

Собственно, это был мой первый самостоятельный опыт бронирования авиабилетов онлайн. И я, как и положено, первый блин испекла комом 🙂 . На обратный рейс (вторую его часть, Чикаго — Торонто) я взяла себе и обоим детям билеты на разные рейсы. Не спрашивайте, как это вышло, мне до сих пор стыдно так лохануться 🙂 .

Озеро Пауэлл

Потом я честно пыталась поменять билет, но турагент, через которого я бронировала, так и не смог мне этого сделать. Они находились в Греции, закрывались в 3 часа дня (теперь я не удивляюсь, почему Греция в перманентном кризисе 🙂 ), и я постоянно не могла дозвониться до них из-за разницы во времени, а службы поддержки клиентов 24/7 у них, естественно, с таким подходом к работе, не было. На имэйлы они тоже отвечали через раз и ооочень долго. И в итоге сообщили мне в письме, что билет поменять невозможно «по техническим причинам».

Что-то это мне напоминает 🙂 …

«Полосатые» скалы на пути из Финикса в Пейдж

Я позвонила в United Airlines, надеясь что уж они-то мне помогут, раз это их самолётами мы полетим. Ага, щас! Во-первых, они назвали мне какую-то умопомрачительную сумму в евро за этот перенос, а во-вторых, её нужно было оплатить исключительно кредитной картой, выпущенной в Европе.

Недалеко от Пейджа нас захватила гроза

Ладно, подумала я, пусть летят сами, чай не младенцы. Выяснилось правда, что дети до 15 лет не могут лететь без сопровождения, а 16-летний брат сопровождением почему-то не считается. Мне сообщили, что нужно будет оплатить услугу авиакомпании по сопровождению несовершеннолетних стоимостью 150 долларов. Я опять звоню в United Airlines, чтобы сообщить мне, что данная услуга мне не нужна. Нет, отвечают мне там, у вас нет выбора. Правда, вы можете поменять билет прямо в аэропорту, если захотите, и если будут места на нужном рейсе. И это стоит  75 долларов.

И ещё немного Гранд Каньона

Мы так и сделали, приехав в аэропорт Финикса

Правда, пришлось простоять у стойки регистрации минут 40, не меньше, система никак не хотела производить замену, видимо, вознамерившись как следует меня наказать за мою глупость 🙂 . Но потом смилостивилась и разрешила. Из Чикаго мы полетели домой вместе.

Транзитная зона Чиканского аэропорта. Я там уже бывала в 2005 году, во время своей первой поездки в США

В аэропорту обнаружили вот такую «шутку» — фальшивую розетку на одной из плиток. И как обнаружили — пытались засунуть туда вилку зарядного устройства 🙂 . Ну в точности как настоящая 🙂 🙂

И вот,  4 августа 2018 года мы прилетели в свой родной Пирсон, и наша короткая поездка в Аризону завершилась. На шаттле мы доехали до стоянки, взяли свою машину и поехали домой.

Грустили от того, что путешествие было столь коротким. Но в то же самое время были наполнены яркими впечатлениями и приятными чувствами от встречи с родными людьми.

Эта поездка сделала одну очень важную вещь — я окончательно полюбила путешествия. Я убедилась, что это «не больно», что спонтанность только добавляет куражу, а все технические проблемы решаемы. И что состояние души в путешествии с лихвой покрывает все сложности и дискомфорт. И детишечки мои были паиньками, и разделять с ними новизну и радость впечатлений оказалось таким удовольствием!

В общем, мы записались в «клуб путешественников» 🙂 !