Перейти к содержимому

Детройт: хроники «мёртвого» города

  • автор:

А вам слабо взять и экспромтом поехать в Детройт, штат Мичиган на автосалон, потому что друзья позвали? Нам оказалось не слабо. Покидали вещички в машину да поехали. И эта поездка неожиданно оказалась эпичной от начала и до конца. А, может, ожидаемо, потому что город всё-таки, видимо, не простой. Уже от многих, кто комментировал мои посты об этой поездке в Фейсбуке, слышала, что там без приключений никак нельзя 🙂 .

Буду перемежать рассказ с фотографиями Детройта, как мы его увидели в этот раз. Фотографий много, и хочется все их вам показать.

Так выглядит «живой» центр Детройта

Дорога из Торонто в Детройт утром 18 января 2019 года была очень тяжёлой. Снег, метель, на трёхполосном шоссе кое-как расчищена одна полоса, а по обочинам валяются улетевшие с дороги машины. «Приятное» зрелище, не правда ли? Так что ехали долго и нудно (в полтора раза дольше, чем обещал навигатор), особенно когда попадали на снегоочиститель, который, как водится, чистил плохо, зато пробку создавал очень умело 🙂 .

детройт

А вот так — «мёртвый». Брошенная гостиница в нескольких минутах езды от сверкающих небоскрёбов даунтауна. Выставлена на продажу

Но доехали, слава господу

Границу прошли влёт, даже из машины не выходили. То ли глаза у меня такие честные, то ли наличие детей в машине спасло нас от обычного на американской таможне шмона. Правда, есть ещё одна версия – что причина в наших казахстанских паспортах. У друзей, которые ехали параллельно с нами на своей машине, паспорта были российскими, а дети взрослыми, так что им досталось по полной.

Бросали в Детройте не только дома и заводы, но и церкви

Но тут не знаю. Хочется верить в хорошее, конечно. В «миру – мир» и «все люди — братья» 🙂 . В дискриминацию по паспортам верить не хочется. Но – не будем о политике.

А это уже блеск Детройтского автосалона-2019

Дальше наши приключения пошли на новый виток

Как я уже сказала, мы с друзьями ехали примерно в одно и то же время. Но их продержали на границе, поэтому в отель они приехали чуть позже нас. Минут на пять-десять.

И вот представьте – заходит Вика в холл отеля и говорит мне: «Лена, ты как назад в Канаду ехать собираешься без PR-карточек?» А PR-карточки (Permanent Resident Card) – это наш своего рода канадский паспорт, без него домой не вьедешь.

Я такая думаю – ну, шутит Вика, как обычно! Как-как, говорю, прекрасно вьеду я назад в Канаду, а в чём, собссно, дело?..

И тут Вика достаёт из широких штанин ВСЕ ТРИ НАШИХ ПИАРКИ!

Сказать, что я была в шоке, это ничего не сказать. Я застыла как взглянувшая в глаза медузе Горгоне! Дело в том, что мой самый страшный кошмар из возможных – это потерять документы где-нибудь в заграничной поездке. Вот примерно так, как это случилось в Детройте. При этом я помню, что карточки я взяла в руки у окошка на границе, но офицер их не попросил, ограничившись паспортами, и я положила их назад, в кармашек сумки. Из которого они благополучно и вывалились, когда мы шли к офису из машины.

Я и бравый гонщик, собранный из лего

Теперь рассказ Вики

Они припарковались рядом с нашей машиной, вышли, и тут Маша, Викина дочка (а теперь и моя названная, потому что после того, что она сделала, я её удочерила 🙂 ), видит какие-то до боли знакомые физиономии… одну… вторую… третью.

Вика потом смеётся, говорит, я решила, что ты так оригинально, документиками, решила выложить нам путь до гостиничного ресепшена, чтобы мы не заблудились 🙂 .

Когда я отошла от шока и разморозилась, меня накрыл ужас. Не который просто ужас, а который ужас-ужас! В этот день, как я уже говорила, выпала куча снега, и наши карточки могли запросто в нём утонуть и остаться там до весны. А мы бы остались зимовать в Детройте по соседству с ними!

В общем, весело началось наше путешествие в Детройт.

А дальше было ещё веселее…

Такой вид на улицах Детройта — обычное дело

 

Когда я чуток пришла в себя после «документального» шока, мы заселились в номер. Там увидели пожарную сигнализацию, ничего необычного, у нас дома тоже такая на каждом этаже. Но эта пищала. Коротенький такой, но очень противный писк через определённый интервал времени.

Сыночка достал батарейку. Писк продолжался. Ага, сообразил мой будущий компьютерный инженер, значит, подсоединена к сети. Но времени разбираться с ней не было, и мы оставили все эти работы до вечера. Поехали сытно пообедали во вьетнамском ресторанчике, а потом до позднего вечера дефилировали по Детройтскому автосалону, о котором будет рассказ ниже.

Придя домой вечером, уставшие и довольные, мы обнаружили, что сигнализация, после того, как Денис вставил отдохнувшую батарейку обратно, не пищит. Облегчённо выдохнув, мы завалились спать.

А ночью… сигнализация вдруг ожила.

Случилось это под утро. Я, естессьно, проснулась и стала думать, как её заткнуть. Пока я думала, проснулся и сыночка и решительно вывернул её из гнезда, отсоединил штекер сети и вытащил батарейку.

По всем логическим канонам сигнализация должна была замолчать. Но… она продолжала пищать. Озверевший от такой наглости сыночка вознамерился стать Джеком-потрошителем пожарных сигнализаций и разобрать её на хрен, чтобы выяснить, от чего это она там питается. Но я предложила менее кровавый и протяжённый во времени вариант. Я взяла полотенце, положила в него эту круглую балбесину и понесла в ванную, намереваясь её тщательно в полотенечко завернуть, уложить на дно ванной и плотно закрыть за собой дверь.

И тут… когда я наворачивала последний слой полотенца, сигнализация издала три слабеющих писка, которые в густой, мрачной темноте зловещей детройтской ночи прозвучали словно плач брошенного ребёнка.

Блин, я чуть не пала на колени и не начала креститься 🙂 …

Ладно, простились мысленно с отправленной в изгнание сигнализацией и легли досыпать. И тут, видимо, из солидарности с подругой дней его суровых, зажил своей отдельной жизнью унитаз. До этого момента, подчеркну, он работал нормально, без нареканий.

Но сразу после того, как я поместила полотенечный саркофаг с сигнализацией на дно ванной, унитаз начал включать воду в бачке, а потом, через определённый интервал времени, выключать. Подобрал эстафету, итить твою мать 🙂 .

Вот в таком аду мы и провели пару часов до будильника. Дети вроде задрыхли опять, а мне, в состоянии полудрёмы, снились кошмары, как я убегаю по развалинам детройтских автозаводов от банды пожарных сигнализаций верхом на унитазах  🙂 .

Кстати, друзья наши, занимавшие два номера в том же крыле, ни на какие проблемы не жаловались. Детройт, ну что мы такого тебе сделали 🙂 ?..

Детройт — мёртвый город?..

детройт

Бывший завод Fisher Body Plant 21

Про то, что Детройт называют «мёртвым» городом, думаю, слышали все. Давайте-ка заглянем в его историю, чтобы понять, как это случилось. Кстати, до начала 19 века он входил в состав Канады. Наш городок, суровый 🙂 !

Итак, основан Детройт был в 1701 году французским приказчиком Антуаном Ломе как фактория для торговли пушниной с индейцами.

Концепт 7-местного минивэна Entranze китайской компании GAC. Обратите внимание на 3 сидения впереди

И был заштатным окраинным американским городишкой вплоть до середины 20 века, когда он становится крупнейшим танкостроительным центром. А «побочным эффектом» военпрома стало развитие гражданского автомобилестроения, что за пару десятилетий сделало Детройт мировой столицей автопрома и четвёртым по численности городом США. Штаб-квартиры и заводы Ford, Chrysler, General Motors, а также легендарные Packard и Studebaker подарили городу расцвет и славу, а его жителям – работу и благополучие.

(Кстати, а вы в курсе что Packard разорился потому, что делал слишком хорошие машины, которые не ломались?! Кошмар!..)

Вид на здание завода Паккард снизу

Но ничто не вечно под луной…

Совокупность нескольких событий и явлений, случившихся в один, сравнительно небольшой период времени, не оставила Детройту никаких шансов.

Нефтяной кризис 1973-го, экономический 1979-го, завершение военных операций по всему миру с участием США, а значит, сокращение военных заказов, малолитражные конкуренты из Европы и Японии, развитие профсоюзного движения и перенос производства в страны третьего мира, как спасительная мера после череды многомиллиардных убытков в автомобильной отрасли.

И Детройт не устоял

Население города сократилось с 1 800 000 в 1950-м до 681 000 в 2013-ом. Жители массово покидали город, который стал неспособен прокормить их семьи. Недвижимость в одночасье стала стоить гроши, но и за них продать что-либо оказалось невозможным. Люди просто бросали своё жильё и уезжали за лучшей долей.

Печально знаменит Детройт и своими расовыми бунтами. Их было несколько, и последний, в 1967 году, привёл к массовом оттоку белого населения, который усилился в 70-е уже из-за экономических причин. Многие, правда, переезжали в более благополучные пригороды Детройта, но большинство всё же покинуло регион навсегда.

А это вполне обитаемый дом по соседству с брошенными

Уровень безработицы и преступности в Детройте бьёт все рекорды. Около четверти населения города (23%) не работают, а около 36% живут за чертой бедности. Это один из худших показателей по Америке.

В Детройте убивают в 10 раз чаще, чем в Нью-Йорке, и город держит печальное первенство в этой категории

Правда, справедливости ради, надо отметить, что подавляющее большинство убийств в Детройте – это бандитские разборки. Так что не надо уж думать, что у вас велики шансы быть пристреленным на его улицах среди бела дня. Это вряд ли. Но ограбить, если будете гулять поздно вечером, да не по тем районам, вполне могут.

В 80-е годы местные афроамериканцы придумали себе новую забаву – сжигать на Хэллоуин заброшенные дома. Доходило до 800 пожаров за ночь. Остановить эту вакханалию помогли только созданные властями и жителями добровольческие отряды «Ангелы ночи», которые патрулировали город и предотвращали поджоги.

Добил город кризис 2008-2009 годов, когда общее падение покупательского спроса и агрессивная конкуренция японских и корейских автопроизводителей уронили продажи американских авто до невиданных ранее глубин.

Одна из стен завода Фишера почти полностью разрушилась и с этого места открывается вид на город

Волны того кризиса до сих пор идут по Северной Америке. В пригороде Торонто Ошаве (Oshawa) в конце этого года General Motors закрывает огромный сборочный цех. Работу потеряют порядка 6 тысяч квалифицированных рабочих и инженеров. А общий негативный эффект для экономики Большого Торонто от закрытия одного завода оценивается в миллиарды долларов.

Так, мало-помалу, Детройт превратился в мёртвый город, город-призрак

Старый трейлер в одном из брошенных дворов. А когда-то на нём выезжали отдыхать за город те, кто здесь жил…

Порядка 85 тысяч брошенных зданий, запустение и уныние в самом центре мегаполиса, миллиардные долги и банкротство. Продать дом, цена которого доходила в докризисные годы до 130 тысяч, сейчас невозможно даже за 5 тысяч.

Вот ссылка на источник
http://www.detroiturbex.com/content/neighborhoods/northpointe/index.html

Но американцы не были бы американцами, если бы так легко сдавались

Избранный в 2013 году новый мэр Детройта демократ Майк Дагган энергично взялся за дело спасения города, пообещал скорые перемены к лучшему и обратился к жителям с призывом не переезжать. В 2014 году город принял программу сноса брошенных зданий. На месте тех, что уже снесли, создаются общественные сады, в которых жители могут выращивать овощи и фрукты. А в оставшихся жителям и инвесторам предлагают создавать музеи и хостелы.

Да и большая тройка автогигантов по-прежнему держит свои штаб-квартиры в Детройте и окрестностях. Так что рано списывать этот город (название которого в переводе с французского означает «пролив») со счетов, на мой взгляд.

Детройт является местом действия многих американских фильмов (например, «Робокопа»), а также популярных компьютерных игр (Deus Ex: Human Revolution, SimCity (DOS-версия), Cyberpunk 2077 и Detroit: Become Human). Также Детройт является родным городом рэпера Эминема (живёт там с раннего детства) и шок-рокера Элиса Купера.

Некоторые блогеры, побывавшие в Детройте 4-5 лет назад и сейчас, утверждают, что город разительно переменился к лучшему. Мы тут пять лет назад не бывали, сравнивать нам не с чем. Так что сравнивали с теми американскими городами, где бывали, и с Торонто.

Детройт произвёл на нас гнетущее впечатление

Блестящий, вылизанный и украшенный стразиками центр, правда, стандартный до тошноты, и вдруг — три минуты на машине – на тебя угрожающе смотрят пустые глазницы окон, полуразвалившиеся кирпичные стены, бесконечные агрессивные граффити и кучи мусора. Потом вроде опять что-то похожее на обитаемый город, а через пару минут – снова мёртвый кусок когда-то процветающего мегаполиса.

Вот эта «рваная» социальная карта Детройта меня больше всего эмоционально потрясла

Мы видели нормальные, чистенькие обитаемые дома, окружённые со всех сторон с домами-призраками. Как, как можно жить в таком соседстве?!

Мой старший правда пошутил тут же: а что, это же здорово, нет соседей – нет проблем 🙂 . Но смешного тут, конечно, мало. Эта картина поселяет в душе тревогу и депрессию. Как будто невозможно понять, так какой это город на самом деле. Такой, как здесь?

Центр Детройта

Или как тут?..

Целая улица брошенных таунхаусов

Внутрь завода Паккард мы зайти не смогли. Там висела табличка, запрещающая это, а мы люди законопослушные.

Так что сфотографировали через отсутствующую дверь:

Вот что осталось от завода Паккард, который делал неломающиеся машины

Зато вот в Fisher Body Plant 21 попасть удалось.

Вот через эту дырку мы зашли внутрь завода Фишера

 

Вот скажите, вы любите всякие там постапокалиптические штуки? Я, например, обожаю «Метро 2033-35» Дмитрия Глуховского. И вот там, на заводе неведомого мне Фишера, я испытала все те чувства, которые описывает автор в романах про жизнь в метро выживших в ядерной войне москвичей.

Полутораминутное видео с Fisher Body Plant 21:

Адреналин просто зашкаливал!

Невероятное животное ощущение опасности. Любой шорох пугает как атомный взрыв. Увидела движущуюся тень на полу и чуть не умерла от ужаса! Оказалось, это старый вентилятор в окне крутится от ветра 🙂 …

И тут же, рядом с липким, удушающим страхом – дикий, просто первобытный интерес. А что там дальше, за этими колоннами? О, а это тут что такое? А вон там? Хотелось походить и порассматривать всё внимательнее, отыскивая то здесь, то там вещи, когда-то бывшие частью чьей-то, хотелось бы думать, счастливой жизни.

Вот тележка из Sam’s Club… которую кто-то спёр, потому что машины нет, а до дома тащить пакеты тяжело. Вот яркий мяч, с которым играли дети во дворе под жарким летним солнцем…

Вот кресло, в котором уютно устраивались люди перед телевизором или с книжкой…

Хотелось побыть там подольше, но было ужасно страшно. А вдруг зайдут прятавшиеся за углом детройтские гопники с битами и ограбят беззаботных канадских туристов, изучающих постапокалиптические развалины?

В общем, не удалось мне до конца насладиться ужасом завода-призрака… 🙂

 

По пути от завода Фишера к заводу Паккард мы обнаружили брошенные дома

Слушайте, увидев это, я теперь понимаю, почему детройтцы забили на работу и повышают уровень преступности в городе. Изо дня в день видеть этот ужас запустения и разрухи – это посильнее «Фауста» Гёте, я вам скажу. Такой пейзаж кого угодно сделает агрессивным и депрессивным! Конечно, надо всё это убирать с глаз долой, это окружение сделает маргиналом любого.

Всё на фотографиях, что тут ещё добавишь!..

Завод Паккард впечатлил своими размерами, но того волнения, как первый, не вызвал, потому что мы не заходили внутрь.

 

Запомнился ещё зверский холод в этот день с лютым ветром. У Дениса постоянно отключался телефон, а я осваивала нелёгкую науку фотографировать на телефон в толстых перчатках 🙂 .

 

Детройтский автосалон

Автосалон, который, несмотря на кажущуюся «смерть» города, проводится там ежегодно, заслуживает отдельного доброго слова.

Во-первых, потому, что проводится аж с 1899 года. Слушайте, сколько там машин-то было, в последний год 19 века 🙂 ? Видимо, все они в первом автосалоне и участвовали 🙂 .

Изнанка Форд Мустанг: «Посмотрите, как я снизу-то хорош 🙂 !»

Официальное название Детройтского автосалона — North American International Auto Show (NAIAS). Он проводится ежегодно. Исключением стал период с 1941 по 1953 год, когда было не до того, сами понимаете.

Эээх, прокачу!

Несмотря на упорные слухи о приближающейся смерти Детройта, прошлый автосалон (2018) посетило больше 800 тысяч человек.

А вот местный производитель авто — компания Mahindra. Машины собираются в Детройте, обеспечивая работой тысячи людей

Я на автосалоне была первый раз, так что мне сравнивать не с чем.

Знаете, мне понравилось!

Каждый год бы я, конечно, ездить туда не стала, потому что меня мало интересуют новинки авторынка. Я машины меняю редко, потому что привязываюсь к ним всем своим нежным, любящим сердцем, и уж точно меня не штырят всякие новомодные «штуки», которыми автопроизводители на этих автосалонах хвастаются перед публикой и друг другом.

Знакомьтесь, машины будущего!

Интересно было посмотреть, как это всё устроено, поглазеть на машинки и толпу, поахать на разные там прототипы и концепты будущего, типа китайского мини-вэна GAC Entranze (смотри на фото выше по тексту). Дети были в восторге от нескольких площадок с виртуальной реальностью, так что не ныли и не просились домой.

 

Восхитил стенд, кажется, KIA, где они воссоздали кусочек горного пейзажа с настоящими деревьями, высаженными в настоящую почву (!) и катали там желающих на трёх новеньких кроссоверах.

Нереально чистенькие двигатели, перевёрнутые вверх дном авто (дескать, восхититесь подвеской и всей этой прочей лабудой!) и сверкающие колёса машин, стоявших на ослепительно белом пушистом ковролане, конечно, добавляли ощущение нереальности происходящего. Как будто это всё игрушечное. Ну не может машина стоять на белом ковре 🙂 .

Конечно, не всё было устроено идеально

Мне, например, не хватило горячего кофе/чая с плюшками. И все скамейки были жёсткими и без спинок 🙂 .

детройт

По-моему, Денису очень идёт эта красная машинка. Вы согласны?..

Но в целом было очень прикольно узнать, что это такое – крупнейший северо-американский автосалон. И большое спасибо нашим друзьям, Вике и Сергею, что позвали нас с собой и были нашими гидами по Детройту.

Очень символичный снимок — кладбище на фоне полуразрушенного завода. «Это Детройт, детка!»

Кстати, следующий NAIAS-2020 пройдёт не в январе, как было все эти сто с лишним лет, а в июне. Организаторы решили, что релизы новых авто уже не так привязаны к началу года, а народу всё-таки больше развлечений в тёплое время.

Мы, может, и поедем снова. Я ещё не все развалины облазила 🙂 . Только вот пестик на этот раз возьмём с собой 🙂 . В этот раз Данил перед входом в катакомбы отломал где-то палку, сказал, что ею будет отбиваться от зомби и гопников 🙂 .

Прежде чем зайти внутрь брошенного завода Fisher Body Plant 21, Данил на всякий случай вооружился палкой 🙂

Что ж, вот таким предстал перед нами Детройт образца января 2019 года

Посмотрим, возродится ли Феникс из пепла… Но судя по этой надписи на самом верху завода Фишера, Детройт ещё рано списывать со счетов.

«Detroit is not dead!»

А про наши поездки в другие американские города и достопримечательности читайте вот здесь:

Нью-Йорк

Баффало

Аризона и Гранд Каньон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

You may also like