Откуда берётся агрессия

  • автор:

Продолжаем разбираться в том, что влияет на уровень агрессии человека, проявляемый в жизни, и откуда она, эта агрессия, берётся. Начало обсуждения в статье о связи реального и экранного насилия.

Итак, что же мы выяснили ранее, в первой части темы про агрессию? Насилие, наблюдаемое человеком на экране или в компьютерной игре, НЕ ВЛИЯЕТ на склонность к насилию в жизни, если мы говорим о людях с нормальным уровнем агрессии. Но увеличивает его у тех, кто изначально, ещё до контакта с этим виртуальным насилием, уже имеет к нему склонность.

Как же эти агрессия и склонность к насилию появляются?

Причин две. И вы их, уверена, знаете.

Первая – биологическая, вторая – влияние среды, в которой растёт ребёнок

Биологическая предрасположенность к агрессии – это далеко не всегда наследственность. Помимо набора генов, полученного от родителей, не менее важны для этого пренатальный (беременность) и постнатальный (первые недели/месяцы) периоды в жизни ребёнка.

Физиология наших нервных процессов очень сложна

В ходе формирования различных систем организма плода в генах могут, по разным причинам, возникнуть мутации. Точнее, наверное, будет сказать, что они обязательно возникнут у всех без исключения. Именно по причине исключительной сложности всей этой системы. Но какие-то мутации не повлияют на структуру белков и экспрессию генов, а какие-то повлияют. Некоторые даже очень сильно. А какие-то даже фатально.

Мутации в белках могут изменять химические процессы в мозге, в том числе и те, которые отвечают за нашу реакцию на угрозу.

Ведь что такое агрессия? Это реакция, возникающая у нас, когда мы ощущаем нападение на наши границы (физические и психологические), угрозу нашей безопасности и ценностям, и связанного с этим стресса.

агрессия

Говоря проще, агрессия — это реакция на страх

В постнатальный период очень важны отношения с матерью в первые дни, недели и месяцы жизни. В это время, с первой секунды появления малыша на свет, формируется его чувство базовой безопасности. Во время рождения ребёнок проходит первый в своей жизни и жесточайший кризис. Из защищённого пространства тёплой и уютной матки с гарантированным трёхразовым питанием малыш попадает в холодный (по сенсорным ощущениям) и непонятный мир. Где надо дышать самостоятельно, и к тому же прилагать усилия, чтобы поесть.

В какой мир я попал? Нужен ли я ему? Любят ли меня здесь? Безопасен ли мир для меня?

На все эти вопросы ребёнок получает ответы в первые недели жизни от своей матери или того, кто её заменяет, если матери по каким-то причинам рядом нет.

Как мама смотрит, как говорит, как и сколько держит на руках, как касается, как заботится – всё это ляжет в основу базового чувства безопасности ребёнка. Оно формируется в течение первого года жизни. И, если по каким-то причинам, рядом с малышом не оказалось любящей матери (или заменяющей её фигуры) с обожающим взглядом, которая нежно баюкает и часто берёт на ручки, то чувство базовой безопасности сформировано не будет. И это уже не восстановить в полной мере.

Вы можете спросить – а как связано чувство базовой безопасности и агрессия?

Напрямую. Агрессия – это реакция на возникший страх. А у младенца, не получающего должной заботы и любви сразу после рождения, чувство страха будет появляться часто, очень часто. И вместе с ним будет закладываться механизм появления защитной реакции – агрессии.

Дети, лишённые материнской любви и заботы в первые месяцы жизни, получают самую мощную психотравму в жизни. Все остальные послабее. И именно в этот период – первый год жизни – у таких детей формируются психопатические реакции. Они могут быть смягчены в благоприятной среде позже, но до конца никогда компенсированы не будут.

У таких детей больше всего шансов стать психопатами, маньяками и массовыми убийцами (при наличии других отягчающих обстоятельств на протяжении жизни).

Агрессия и влияние среды

Итак, что мы имеем: разные дети с разной биохимией мозга попадают в разные среды обитания. И дальше начинается влияние условий, в которых они растут.

И тут уже агрессия, наблюдаемая и переживаемая ребёнком непосредственно, в реальности, напрямую влияет на формирование устойчивых паттернов реакции на разные раздражители.

Начиная с момента рождения, мы реагируем на разнообразные сигналы среды, с которой контактируем. Цель этой реакции – адаптация. Цель адаптации – выживание. Если контакт со средой вызывает у нас чаще такие переживания, как страх, тревога, фрустрация, боль, отчаяние, то и нейронные связи в мозге, ведущие к выработке гормонов, связанных со стрессом и страхом (адреналин/норадреналин, кортизол и др.), станут устойчивыми.

Если выразить это метафорой, то это будет широкое, многополосное асфальтированное скоростное шоссе

А нейронные связи, задействованные в выработке серотонина, дофамина, окситоцина и других нейромедиаторов, обеспечивающих состояние удовольствия, хорошего настроения и душевного равновесия, в условиях частого стресса сформируются слабыми. Это будет тоненькая тропинка, то и дело теряющаяся в зарослях густого леса.

Так влияют насилие и агрессия в ближайшем окружении на формирование внутренних психофизиологических процессов, связанных с собственной агрессией человека

А есть ещё и внешнее влияние. Это когда ребёнок под действием социального научения перенимает поведенческие паттерны родителей и других значимых взрослых. Если ребёнок постоянно становится свидетелем агрессивного поведения близкого родственника, то у него больше шансов повторить подобное поведение во взрослом возрасте, чем у того ребёнка, которые ничего подобного не видел. А, если насилие совершалось над ним самим, то шансы возрастают в несколько раз.

И всё это формирует тот уровень агрессии, с которым ребёнок/подросток вступает в возраст компьютерных игр и «взрослого» кино с кровью и насилием. И тут вступает в действие та закономерность, о которой говорит в своей лекции профессор Сапольски.

Контакт с виртуальным насилием сделает агрессивных детей ещё более агрессивными

Детей с нормальным уровнем агрессии жестокие компьютерные игры насильниками не сделают. Ситуативно уровень агрессии повысится, пока дети играют, но и только.

В комментариях к опросу*, который я проводила в ФБ на эту тему, был один пример. Две девочки едят хлеб и смеются. И тут взрослый говорит им, что в этой ситуации крошки могут попасть в дыхательные пути. Одна продолжает спокойно есть хлеб, а у другой тут же истерика, и ей кажется, что это уже случилось, и она умирает.

Две девочки-ровесницы диаметрально противоположным образом интерпретировали одну и ту же информацию. И всё это по той же причине, почему дети делятся на агрессивных и спокойных. У них в голове выстроены разные нейронные связи. Они будут разными у детей с разным жизненным опытом и выросших в разном социальном окружении, даже при условии примерно схожей биохимии мозга. А если у кого-то ещё и физиологические предрасположенности в ту или другую сторону, то тогда на выходе будут очень полярные результаты.

Несмотря на то, что исследования последних лет одно за другим опровергают прямую связь между насилием на экране и в жизни, многие родители продолжают считать, что компьютерные игры и кино с насилием опасны для психики их детей. Об этом говорят хотя бы даже результаты моего опроса.

Так думает половина участвовавших в нём

Был там в опросе один эмоциональный комментарий. Его смысл был в том, что человеку свойственно искать причины многих своих проблем во внешнем поле. Родителям непросто брать на себя ответственность за свои выборы. В том числе, те, которые формируют определённые условия развития для ребёнка. Обвинить внешнее поле гораздо легче.

Выводы

  1. Видеоигры и фильмы с насилием и агрессией повышают уровень агрессии только у детей с уже имеющейся  склонностью к насилию. Она формируется в раннем детстве, включая пренатальный период
  2. Биология мозга может быть фактором повышенного уровня агрессии за счёт некорректно сформировавшихся нейронных связей
  3. Другим фактором формирования склонности к насилию является агрессивная и травматичная среда, в которой растёт ребёнок
  4. Мутации генов, отвечающих за формирование агрессивных реакций (унаследованные и/или возникшие в пренатальном периоде), сами по себе не означают, что ребёнок обязательно будет склонен к насилию. Конечный результат тут будет зависеть от среды
  5. Родительский контроль за контентом, с которым контактирует ребёнок/подросток, важен. Но решающими в формировании склонности к агрессии всё-таки являются условия, в которых он растёт.

*Опрос, на который я ссылаюсь, можно найти в предыдущей статье по теме, вот здесь.

А вот тут можно почитать о том, как выбирать в интернете заслуживающие доверия источники информации.