Перейти к содержимому

«Кеша должен умереть»: как жертва становится тираном

  • автор:

А я опять к вам с сериальной рекомендацией. И психологическим разбором, конечно, потому что в сериале «Кеша должен умереть» разбирать есть что.  Сначала, по традиции, анализ без спойлеров с попыткой замотивировать тех, кто сериал пока не видел, его посмотреть. А потом будет подробный разбор со спойлерами.

«Кеша должен умереть»

Россия, 2023, 1 сезон, 8 серий

Сценарий: Анна Козлова

Режиссёр: Константин Богомолов

В ролях: Константин Богомолов, Александра Ребенок, Юлия Снигирь, Юлия Александрова

В этом сериале сошлись для меня прямо все звёзды:

  • Богомолов-актёр (понравился мне в этом амплуа ещё в «Психе», тоже отличный сериал, про психолога с проблемами, вам понравится 😊)
  • сценарий Анны Козловой (узнала её после «Садового кольца», а потом нагуглила, что, оказывается, «Краткий курс счастливой жизни» снят по её сценарию — один из лучших сериалов, который я видела)
  • а также цветник главных российских актрис современности.

Ну, и любопытно было посмотреть на Богомолова-режиссёра, так как пока не довелось.

И звёзды не подвели – сериал очень хороший, весьма рекомендую.

Жанр смешанный – психологическая драма, триллер даже, я бы сказала, и чёрная комедия вишенкой на торте. Смотрится легко, сразу цепляет и не отпускает до развязки, которая сделана в лучших традициях. В смысле, неожиданная. И к ней появляются вопросы, но об этом будет в разборе. Актёры очень органичны, и характеры их выписаны достоверно и ярко.

Почему бедный Кеша должен умереть?

Завязка сюжета такая: успешный харизматичный архитектор Иннокентий, он же Кеша, ̶о̶н̶ ̶ж̶е̶ ̶Г̶о̶ш̶а̶,̶ ̶о̶н̶ ̶ж̶е̶ ̶Ж̶о̶р̶а̶, счастливо женатый в третий раз, обладает удивительной способностью сохранять близкие дружеские отношения с предыдущими двумя жёнами. С первой бывшей ещё и работает вместе. И все три, одна текущая и две бывшие, дружат между собой. И там ещё и Кешина мама есть, которая тоже со всеми невестками в прекрасных отношениях.  В общем, высокие отношения у всех со всеми.

кеша должен умереть
Варя, Лена, Юля — три бывших жены Кеши и закадычные подруги

Но вся эта хрупкая, как выяснилось, идиллия летит к чертям собачьим, когда Кеша решает уйти от третьей жены к новой потенциальной четвёртой. И вот, уже три бывших Кешиных жены, крайне недовольные таким поворотом событий, решают, что этот подлец не достоин жить на Земле. Потому что (как выяснилось) он не только нежно дружил с бывшими и считал их всех частью своей большой семьи, а ещё и спал с обеими все годы своего третьего брака. А на протяжении всего второго брака спал с первой. То есть, согласно паттерну, сойдясь с четвёртой любовью всей свой жизни, он будет спать теперь уже со всеми тремя бывшими, плюс нынешняя. Ну, мыслимо ли такое?..

В общем, задумали Кешины бывшие ужасное.

На этом я свою завлекательную часть завершу. Все, кого смогла заинтересовать, бегите смотреть, а я ниже немного поразбираю, что там да как с психологической точки зрения. Если сейчас вы прочтёте разбор, то потом смотреть будет неинтересно.

Поэтому, если вы хотите сполна насладиться хорошо снятой и сыгранной историей, а в конце воскликнуть, как я: «Штааа?! Риалли? Ну нифига себе!», то дальше не читайте, а посмотрите сначала сериал. Тем более, всего-то восемь серий, это на пару вечеров. А потом можете вернуться к этой статье и дочитать мой разбор.

 

Психологический разбор со спойлерами!!!

Кеша, главный персонаж сериала, собрал в себе черты классического «обаятельного мерзавца»: умён, образован, харизматичен, талантлив в творчестве и бизнесе. Нравится женщинам, легко их меняет и коллекционирует, создавая своеобразный полусекретный гарем (две бывшие, перешедшие в статус любовниц, в курсе про жену и типа согласны, а вот жена ни сном ни духом, что он спит с бывшими), и искренне верящий, что это потому, что он всех их любит. Ну, вот такое у него большое и любящее сердце, ага 😊.

Когда нам открывается устройство Кешиной личной жизни, прорисовывается фигура матери и несколько флэшбэков в его детство, мы понимаем, что стоит за этим фасадом успешного мужчины в самом расцвете сил.

Воспитанный холодной и отстранённой матерью, которая умеет только играть роли (например, из показанных в сериале: «идеальная мать», «интеллигентная образованная женщина», «респектабельная обеспеченная матрона» и ещё по мелочи), но совершенно не умеет чувствовать. В смысле, обучилась куда-то эти чувства свои запихивать, сверху цеплять маску очередной роли и таким образом обеспечивать себе безопасность. Хороший защитный механизм, но вот с ним совершенно невозможно кого-то любить. Поэтому Кеша вырос без материнской любви. И неудивительно, что он всю жизнь ищет её у других женщин, и, не найдя, переходит к следующей. Спойлер от психолога – не найдёт, ибо не там ищет.

Надо искать её внутри, не вовне, а научить его этому, с такой-то матерью, было некому.

кеша должен умереть
Кешина мама, практикующая «высокие отношения» со всеми невестками

Не у кого ему было научиться эмоциональному интеллекту, умению чувствовать эмоции и потребности другого. И разговаривать про них. Поэтому Кеша самозабвенно играет роль «крутого мужика» или «альфа-самца», если современным сленгом выражаться, которого продолжают любить даже брошенные им женщины, вот как он крут! А вот как раз играть роли мама его научила хорошо. И ни разу в его неглупой, в сущности, голове не возникает вопрос: а чего это две моих бывших, которых я бросил, соглашаются на отношения со мной на моих условиях и при этом не ропщут и не жалуются? А главное – не находят себе новых мужчин, хотя сами очень даже ничего?..

Думаю, не открою вам большого секрета, что все три бывших Кешиных женщины оказались ими не случайно

Они определённо представляют собой один типаж, хотя и отличаются по многим индивидуальным характеристикам.

кеша должен умереть
С первой женой Леной (Александра Ребенок)

Итак, давайте мы с вами вместо Кеши ответим на вопрос, который он так себе ни разу и не задал (а иначе был бы жив-здоров) – почему они выбирают оставаться в его орбите, подчиняться его правилам игры? А первые две, Лена и Юля, так за много лет и не создали отношений с другими мужчинами?

Моя версия такова, что им это очень удобно. И не только в практическом смысле, ведь Кеша продолжает им материально помогать и решать их проблемы разной степени сложности. Им это удобно и в эмоциональном смысле. Ведь в этой благостной пасторальной картинке большой и дружной семьи им не нужно сталкиваться со своей неустойчивой самооценкой. А это как раз главная психологическая черта всех троих (да и четвёртой, Аллы, тоже).

Хотя с Аллой, конечно, Кеша дал маху, ведь она как раз долго терпеть его альфасамцовые закидоны не стала.

кеша должен умереть
Алла, последняя любовь Кеши (Василиса Перелыгина)

Неустойчивое отношение к самому себе, непринятие себя – этим как раз и «кормятся» такие, как Кеша.

«О, такой крутой парень обратил на меня внимание, значит, я таки ого-го!». Самооценка круто взлетает вверх и всё… крючок проглочен, и я крепко на нём сижу. Потому что не хочется, чтобы самооценка снова обрушилась, когда отношения с партнёром, её поднимавшим, закончатся по его инициативе. И эти несчастные женщины с лёгкостью обманывают сами себя, соглашаясь на суррогат любви, предлагаемый им Кешей.

Нового мужчину ещё надо найти. А такого, как Кеша (успешного по всем социальным параметрам) – тем более. Так лучше пусть у меня будет синица в руках, к тому же, и многие другие мои проблемы попутно решаются тем же Кешей. А объяснить это себе удобоваримо и логично они уж сумеют, девушки неглупые. Кеше другие и не нравятся.

Варя, третья жена (Юлия Снигирь)

Самое пикантное тут то, что у Кеши присутствует точно такая же зависимость от них, как и у них от него. Его столь же неустойчивая самооценка так же жадно питается их чувствами к нему. Но в таких парных отношениях, создающихся на базе нарциссического раскола (помучаю вас немного профессиональной терминологией, яжнезрятутпсихолог😊) партнёры обычно подбираются комплементарно. У одного выраженнее грандиозная часть (Я-идеальный), у другого – дефицитарная (Я-ничтожный). И поэтому они нужны друг другу, как воздух.

Кеша здесь заграбастал себе грандиозную часть, конечно, девушкам досталась дефицитарная. На мой взгляд, частично потому, что Кеша вырос в парадигме «идеальный сын» (а какой ещё может быть у идеальной матери?). Другой частью, думаю, влияет культурный контекст мужско-женских отношений, где «на 10 девчонок по статистике 9 ребят». Но случается и наоборот.

И что мы видим примерно к середине истории?

Есть мерзавец Кеша, решивший завести себе четвёртую жену. К тому же неприлично молодую, и твёрдо намеренный предыдущих троих держать при себе на тех же уже знакомых всем условиях. И есть три несчастных жертвы его манипуляций с явным привкусом тирании. Ну, как говорится, если есть тиран, найдётся и жертва. Работает это и в другую сторону – жертва всегда найдёт своего тирана.

И вот тут мы подходим к самому интересному, к квинтэссенции.

Концовка сериала, а именно свершившееся таки убийство Кеши, смотрится крайне нереалистично, надеюсь, все с этим согласны. Трудно представить, чтобы четыре женщины вдруг стали хладнокровными убийцами. Особенно в ситуации, когда их в любую минуту могут застукать. И чтобы ни одна потом не испытывала угрызений совести. Кстати, в «Большой маленькой лжи» (хороший американский сериал, вышло два сезона) похожая фабула. Только там убийство тирана совершила одна, а остальные четверо подруг её покрывают.

Ладно ещё, когда замученная абьюзером жена терпит много лет, а потом как саданёт распоясавшемуся мужу сковородкой по башке – и насмерть, упс… но это хотя бы самозащита! Но вот чтобы так… Какой бы сволочью не был Кеша, лишить жизни человека не так просто. А особенно групповым методом. Если кто-то из вас знает такие истории из жизни, поделитесь, но мне подобные не известны. Но в кино эпично смотрится, ага 😊. Будоражит чувства.

Юля, вторая жена (Юлия Александрова)

И поэтому хорошо, что авторы сдобрили сериал чёрным юмором, без него этот финал выглядел бы совсем бледно, а Станиславский обязательно бы выкрикнул своё коронное «Не верю!». А в чёрной комедии такая концовочка – самое оно.

И сериал прекрасен тем, что именно с этой фееричной концовкой является великолепной метафорой на широко распространённый процесс —

когда Жертва и Тиран меняются местами.

То есть, жертва, долго и покорно терпящая плохое к себе отношение (почему, сказала выше – удобно и много вторичных выгод), в какой-то момент заламывает руки и восклицает: «Ах ты мудак, да сколько же можно надо мной издеваться, чтоб ты сдох, скотина!» Все столь же эпичные и любимые кинематографом истории мести мучителю (особенно женской) и реальные убийства (заказные, например), основанные на том, что вот ты меня, гад такой мучил, а я тебя за это теперь убью (но так, чтобы меня не поймали) – тоже родом оттуда.

При этом жертве не приходит в голову, что, если ей так плохо с этим партнёром, то можно собрать вещички и уйти. Или хотя бы прямо озвучить тирану, что он тиран. Вы же заметили, что никто из четырёх ни разу не предъявил Кеше, что им плохо в отношениях с ним? И это, конечно, апофеоз невроза зависимости и жертвенности.

Жертвенная позиция удобна — снимаешь с себя ответственность за всё, включая собственную жизнь, валишь всё на тирана и призываешь спасителя — авось кто услышит да спасёт.

Поэтому часть ответственности за то, что тиран становится таковым, есть и на жертве, которая молчит и терпит.

Эта точка зрения, кстати, крайне непопулярна среди масс (в большинстве своём крайне инфантильных). И я даже не исключаю, что в комментарии моего поста на Фейсбуке с этим разбором набегут борцы с виктимблеймингом и расскажут мне, какая я сволочь, почти как Кеша 😊. Раз возлагаю ответственность на бедных несчастных жертв психологического и физического насилия.

Но я повторюсь и уточню – не вся ответственность, а часть её. За насилие, за выбор подобных действий в отношении партнёра, отвечает сам абьюзер, иногда и по уголовному кодексу. А вот за создание системы подобных отношений часть ответственности лежит и на жертве тоже. Ведь любые парные отношения – это всегда двусторонний процесс. И превратиться в тирана в какой-то момент она сможет именно потому, что этой ответственности не осознаёт, а прочно сидит в инфантильной жертвенной роли. Как все эти четыре дамочки.

«Ты плохой, но уйти мы от тебя не можем (потому что сложно, зависим мы от тебя, гада такого), поэтому умри, сволочь!» Ну чё — зашибись философия. И скажите мне тогда – чем они лучше Кеши? Тот, по крайней мере, никого жизни не лишал.

Вот об этом, на мой взгляд, сериал «Кеша должен умереть», если смотреть вглубь и вширь.

А обсудить сериал, у кого есть что сказать, можно вот тут:

https://www.facebook.com/ElenaGalochkina2018/posts/pfbid02wxpxW2WqsE3nDhx1JfYYKyBz2GZjRJX6C9sXacRmDpLubZjQ7tsQzwQgWaxzyEy1l

You may also like