Канадская школа. Часть 3. Отличие канадской школы от советской

Про устройство канадской школы (начальной и средней) я вам рассказала, теперь самая «горячая» тема — про отличие канадской школы от советской.

Почему «горячая»? Потому, что всегда вызывает много эмоциональных откликов и дискуссий. Этот вечный спор, какое образование лучше — «наше» или «их».

Под «советской» или «нашей» я имею в виду постсоветскую систему образования в бывших советских республиках. Но иногда буду апеллировать и к советской, так, как я её помню.

Отличие 1. Глубина знаний

Итак, первое и самое главное отличие, конечно, в глубине даваемых знаний.

Западная система образования в целом зиждется на постулате, что человеку для его общего развития нужно знать понемногу обо всём, а глубокие фундаментальные знания получить в своей узкой профессиональной области.

Наша философия тут другая – у нас человек должен обладать универсальными знаниями, чтобы, если надо, и унитаз починить, и розетку, и первую медицинскую помощь оказать.

отличие канадской школы от советской

Мои дети возле школы старшего сына (начальной), 2013 год

У нас в культуре не принято звать специалиста, если можешь починить сам. «Что ты за мужик, если вызываешь электрика розетку починить?» Ну, и школа заточена под эту культуру. Мы должны всё знать, и во всём разбираться. А то мало ли что?..

Именно поэтому у нас так слабо развивается сфера услуг. Мы «сами с усами», нам профессионалы, да ещё и за деньги, не нужны. В худшем случае, если сами не справимся, позовём друзей, таких же мастеров-универсалов, как и мы сами. А иначе ведь зачем ещё друзья нужны, правда 🙂 ?

На западе диаметрально противоположный подход.

Там базовый посыл такой: всё нужно делать качественно, а это гарантировать может только специально и долго обученный профессионал. А поскольку хорошо знать всё невозможно, надо хорошо выучить какую-то одну узкую область, и в ней стать профессионалом. Если ты врач, то не лезь в розетку. И наоборот.

И канадский «мужик» зовёт другого «мужика», платит ему деньги, чтобы тот починил ему что-то, что лежит вне области его профессиональных знаний. Поэтому у них так развита система услуг. Потому что никто не может починить даже примитивный унитаз! Или не хочет 🙂 !

Относиться к этому можно по-разному. Мне больше нравится западный подход.

Во-первых, потому, что он способствует развитию экономики.

А во-вторых, я не люблю «универсалов», которые думают, что всё про всё знают. Бесят они меня, если честно. Я глубоко убеждена, что знать всё про всё невозможно.

Отсюда и структура образования: в начальной школе дают всё по чуть-чуть и только по верхам. А вот в старшей школе и в университете уже дерут по полной.

Высшее образование в Канаде даёт профессию, а не только корочки, как порой у нас.

Тут действительно учат, как «делать».

Я недавно закончила колледж по специальности HR Management, причём, большую часть курсов брала онлайн. Система так устроена, что без знаний не уйдёшь. Взяток не берут, на красивые твои глаза тоже не смотрят. Проверяют каждую (!) письменную работу на плагиат.

Врачи, например, тут учатся десять лет минимум. И после этого они могут лечить. Если, конечно, сдадут все экзамены. Показательно, что наши врачи тут крайне редко получают медицинские лицензии. Просто не выдерживают этой потогонной системы проверки знаний и умений. Наши, кто работал врачами в Израиле – сдают.

Ну да ладно, отвлеклась я тут, вернёмся к школе.

Отличие 2. Отношение между учителем и учеником

Следующее базовое отличие – отношение к ученикам.

Здесь невозможно представить себе кричащего на ученика учителя. Нонсенс!

К ученикам любого возраста относятся уважительно и спокойно, что бы он не делал. Будет ходить на голове – вежливо и спокойно выпроводят из класса, посадят в офисе и позвонят родителям. Но кричать и наказывать – нет.

Вспоминаю, как мой старший сын учился в начальной школе в Алма-Ате. У него была очень хорошая учительница, одна из лучших в школе. В классе 42 (!!!) человека, первоклашки, которые не хотят учиться, а хотят играть.

Как-то пришла я за сыном до звонка, и стою жду у класса, когда кончится урок. Дети галдят, не слушаются. Как она орала на них, эта бедная женщина! Мне и детей было жалко, и её жалко, всех жалко.

Долбаная эта система, которая так уродует людей!

Детей здесь не сравнивают между собой. Все оценки конфиденциальны, дети не знают, кто что получил, пока сами не скажут друг другу. Детей сравнивают только с ними самими, в смысле их развития.

И это ещё один плюс в канадской школе для меня. Детей здесь невротизируют в гораздо меньшей степени.

Хотя тут тоже есть свои побочные эффекты. Иногда в классе попадаются ну совершенно психопатичные дети, которые бьют и обижают других. И здесь школа очень мягко и бережно к ним относится тоже. Гнев родителей пострадавших детей часто упирается в тезис: да, мы всё понимаем, но что мы можем сделать? Мы поговорили с его родителями, они обещали на него повлиять.

Любое агрессивное действие другого родителя по отношению к такому абьюзеру (а иногда их убить просто хочется!) будет преследоваться по закону, и можно схлопотать серьёзные неприятности, вплоть до тюрьмы.

Ситуацию, когда папаша обиженной девочки, скажем, даёт подзатыльник её однокласснику, дёргающему её за косички, со словами «Ещё раз тронешь, я тебе уши поотрываю», здесь трудно себе представить.

А вот вам обалденное видео о том, как встречает учитель учеников утром перед началом занятий в американской школе. Такого вы ещё не видели! Он приветствует каждого (!) индивидуальным рукопожатием!!!

Идём дальше.

Отличие 3. Классы

Учеников в классе обычно 20-25. Больше я не встречала пока. Много слышу по новостям, что многие школы недоукомплектованы, но их, заметьте, всё равно не оптимизируют.

Уровень оснащённости школ абсолютно идентичен что в крупном городе, что в глухой деревне.

Классы переформируются каждый год. То есть, каждый год у ребёнка новые одноклассники и новый учитель. Ну, одноклассники-то не совсем новые, со многими он уже учился, но состав класса меняется.

Цель такой перетасовки – развитие адаптивных навыков. По-моему, то, что надо.

Отличие 4. Уроки музыки

Ещё одно удивительное отличие — как тут преподают музыку.

Помните, в советское время были у нас уроки пения? Хоть я и не чужда была музыке, эти уроки ненавидела.  Скука смертная, патриотические песни, всё одно и то же, из года в год.

А мой старший сын, в свой первый же год, в 7-ом классе, научился с полного нуля играть на трубе. И даже ноты выучил. Просто на уроках музыки.

У них, кстати, была очень музыкальная школа. Несколько музыкальных ансамблей, выступления на школьных мероприятиях. Считаю, что именно тогда мой сын полюбил музыку. Сейчас, без всякого моего принуждения, учится играть на гитаре в музыкальной школе. И в его обычной школе есть уроки гитары, которые засчитываются, как кредит.

А младший (в 4-ом классе) сейчас учится играть на дудочке. Уже что-то получается.

Совершенно не похоже на то, что было у нас!

Учебный год тоже не как у нас.

Отличие 5. Учебный год

Дети учатся с сентября по июнь включительно, т.е. 10 месяцев.

Каникул здесь меньше. Нет осенних. То есть учимся 4 месяца до Рождества, потом 2 недели каникул. Потом ещё январь-февраль, а в марте (обычно в середине) – ещё неделя каникул. И всё. Потом уже только летние. То есть, грубо говоря такой цикл: 4 — 2 — 4.

Но – здесь дети не учатся в субботу. Ни при каких обстоятельствах. И никогда не учились, даже в «трудные времена».

И ещё – кроме праздников (которые, кстати, никогда не переносятся и всегда совпадают с родительским выходными), здесь есть так называемые Professional Activity days. Это дни, на которые назначаются различные семинары и курсы повышения квалификации для учителей. А дети, соответственно, отдыхают. Таких дней обычно штук 7-8 в году, они всегда падают на понедельник или пятницу. То есть, по сути, та самая потерянная неделя каникул, только распределённая по году.

Сказать, что дети прямо так перегружены этой учёбой, я не могу. В целом, я думаю, нагрузка у них гораздо меньше, чем в советской/постсоветской школе.

Да и меньше забот, куда пристроить детей на 3 летних месяца. И это мне тоже нравится в здешней школе.

Давайте я подведу некоторый итог и обозначу плюсы и минусы канадской школы, по сравнению с постсоветской, как их вижу я.

Плюсы:

— меньшая академическая нагрузка в начальной школе

— отсутствие ЕНТ (ЕГЭ в российском варианте)

— структура старшей школы, напоминающая университетскую

—  уважительное и бережное отношение к детям, отсутствие унижения

— отсутствие родительских собраний (а также сборов денег на ремонт класса и т.д.)

— детей мало критикуют и много хвалят; обратная связь даётся по всем правилам: сначала много похвалы, потом замечание, что улучшить

— пятидневка и более равномерное распределение нагрузки в течение года, за счет сокращения летних каникул

— транспортировка детей в школу и обратно.

Минусы:

— поверхностность знаний.

Ну вот, больше минусов не нашла. Но пусть он тогда будет такой… жирный, ладно?

А в следующей статье поговорим про канадских учителей. Это — отдельная песня!


А здесь мы живенько так обсуждали эту «горячую» тему про отличие канадской школы от советской.

#канадские_заметки #канадская_школаВсем лёгкого и плодотворного понедельника! (если такие бывают :))А я, как и…

Elena Galochkina 发布于 2017年1月16日

Рекомендуемые записи